Сейчас на сайте
· Гостей: 1

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 1
· Новый пользователь: asis_xxx
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вы должны авторизироваться, чтобы добавить сообщение.

Нет сообщений.
Погода
Профессия
Школьный
Содержание
Горячая линия
По вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ) в 2016 году организована горячая линия по телефону 8 (47343)72-3-49

Акция
История школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1.

«Помнить – значит сохранить в памяти, порученное тебе другим»

Сенека.

Свою историю МОУ Верхнехавская средняя школы №1 начинает с 1844 года. Именно тогда по распоряжению Министерства государственных имуществ, которое с 1837 г. возглавил его П.Д. Киселёв, появилось первое учебное заведение в селе Верхняя Хава. Для его основания достаточно было набрать не менее 10 мальчиков и девочек, затем представить список родителей, желающих отдать своих детей в школу. Наставников рекомендовало епархиальное начальство, а Палата их утверждала. «10 ноября 1844: Слушали 49 от 31 октября за № 1627 о назначении преподавателей в училище Верхнехавское и Данковское – определение о назначении епархиальным начальством преподавателей в училище Верхнехавское и Данковское и именно в первое учителем священника Фёдора Разумовского дав знать Воронежскому окружному начальнику, предписав ему о допущении означенных лиц по должности и производстве им жалованья на законченном основании. Разделяя положенное штатом наставнику приходского училища содержание между учителем и его помощником».
Учебный год в училище начинался по окончании полевых работ и продолжался до начала их в следующем году. Точное время начала и конца учебного года, согласно «Наставлению об управлении сельскими приходскими училищами в селениях государственных крестьян» определял наставник, но утверждал его управляющий Палатой государственных имуществ. После окончания годичного курса проводились экзамены, на которых присутствовал окружной начальник, волостные и сельские старосты, родители, родственники, все желающие. Экзамены проводились 20 мая, а затем училище закрывалось до окончания полевых работ. После экзаменов составлялись списки для награждения отличившихся учеников. В Воронежском государственном архиве сохранился документ, в котором содержаться следующие сведения: « с. Верхняя Хава. Помещение наёмное. Учеников приходящих 54 мальчика; из них лучших 34, средних 10, слабых 10. Окончили курс учения 12, награждён книгами 1; Наставник – окончивший курс наук семинарии Пётр Аронов Кузьмин, стаж 3 месяца». Отчёт с приложением лучших письменных работ отправляли в губернскую палату не позже 1 июля. Окружные начальники обязаны были следить, чтобы учителя в каникулярное время собирали по воскресным, праздничным дням детей, для повторения, пройденного материала.
По « Положению о начальных народных училищах» 1864 г. предметами учебного курса являлись: Закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение (там, где преподавание его будет возможным) Преподавали только на русском языке. Школа находилась в ведении уездных и губернских училищных советов, в состав которых входили представители ведомства министерства государственных имуществ.
23 сентября 1865 года приступил к работе новый представительный орган власти местного самоуправления – Воронежская уездная земская управа, а уже 1867 году земством были переданы начальные училища Министерства государственных имуществ, в том числе и Верхнехавское приходское училище, которое в 1874 году было преобразовано в Министерское двухклассное училище. В 1875 году была издана инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения. Срок обучения в двухклассном училище, по этому документу составлял 5 лет (вместе с первым классом). Первые три года считались 1-м классом и полностью соответствовали курсу начальной школы; четвёртый и пятый год составляли курс 2-го класса, где изучали русский язык, арифметику, элементарные сведения по естествознанию, физику, историю, черчение, а также необязательные предметы - гимнастику, ремёсла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство.
Занятия по русскому языку состояли в обучении чтению и письму, или иначе – грамотности. Необходимо было научить детей чтению и письму, рекомендовала программа преподавания предметов в сельских народных училищах, « как искусству механическому». Затем « развить по возможности их душевные способности и сообщить им необходимость для каждого человека сведения и вместе с тем научить их пользоваться грамотностью в жизни».
Обучение письму должно иметь целью, достигнуть чистоты, связанности, беглости и по возможности, правильности письма.
Знания по арифметике, согласно этого документа: « должны начинаться не отвлеченно, а со счёта видимых предметов, сперва на числа от 1 до 10. Приучивши считать до 10 и назад с одинаковой лёгкостью, следует приучить складывать, умножать, вычитать и делить также на видимых предметах». После того можно перейти к счёту палочек, или точек написанных на классной доске, причём ознакомить и со знаками, употребляемыми при производстве однозначных действий, а затем приступить к исчислению посредством цифр от 1 до 10, познакомив предварительно с начертанием этих цифр. Нумерацию дети обязаны знать до миллиона.
Число уроков в неделю не превышало 18, т.е - три урока в день. После каждого, продолжительностью в 1 час, предусматривалась перемена 20 минут. В летнее время занятия начинались в 8 часов, в зимнее в 9 часов. Училищу предписывалось иметь портрет государя – императора, все необходимые учебные пособия и принадлежности, т.е.- книги, тетради, перья, карандаши. Конечно, это не выполнялось. Денег на школьное образование отпускалось мало. Училище не имело собственного здания. Письменные принадлежности были у единиц, а книги выдавались только в школе. Тем не менее, перемены происходившие в нашем селе требовали грамотных людей.
Вторая половина XIX века - время развития промышленности. В Верхней Хаве появились многочисленные кустарные предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства и местного сырья; 2 механические мельницы с нефтяным двигателем в 25 лошадиных сил и паровым в 30 лошадиных сил, овчинное заведение, дававшее до 5.000 шт. овчин ( работало до 20 наёмных рабочих). Крупную торговлю развернули землевладельцы: Казьмин, открывший по тому времени мануфактурный магазин, Пашутин, Скляднев, Снетков, Хатунцев.
В 1889 году Верхнехавское сельское общество обратилось с просьбой к Воронежскому уездному земству с просьбой, выдать ссуду на 5 лет в размере 1000 рублей для постройки училища. Ходатайство было удовлетворено. Попечителю Министерского двухклассного училища, гласному А.В. Стрижевскому (местный помещик), было поручено следить за расходованием средств и выдавать их по мере необходимости. Конечно, этих средств было недостаточно. Здание было построено « на совместные деньги» казны (1500 р.) и земства (7.020р.). Ежегодно на жалованье учащим отпускалось по 1391р 60 копеек, но этого было недостаточно для содержания учебного заведения. 15 октября 1910 года инспектор народных училищ Воронежского уезда докладывал следующее: «Господину Директору народных училищ. Принимая во внимание недостаточности средств, ассигнуемых на содержание… Верхнехавского двухклассного училища. Воронежская управа имеет честь покорнейше просить Ваше Высокородие ходатайствовать о бесплатном отпуске дров для отопления означенных училищ. При этом имею честь сообщить, что в Верхнехавском училище 4 печи голландских и 1 русская, дрова для этого училища могут быть отпущены из графского лесничества». Директор народных училищ, также не имея средств на эти нужды и в свою очередь обращался в Воронежское управление государственных имуществ. 19 октября 1910 года он докладывал: « Принимая во внимание недостаточность средств, ассигнуемых на содержание В/Хавского училища, имею честь покорнейше просить Управление Государственных имуществ о бесплатном отпуске дров для отопления из казённых местных дач. Верхнехавскому училищу из Графской дачи.
По существовавшим неизвестным нам причинам, здание быстро стало ветшать. В 1907 году Воронежская уездная земская управа обращалась к попечителю учебного округа с ходатайством « об отпуске единовременного пособия из казённых сумм, в размере 1807р 50 копеек на ремонт здания Верхнехавского Министерского двухклассного училища» Просьба была отклонена. В 1910 году последовало новое обращение, в котором сообщалось, что « нужда в ремонте здания названного училища не только не устранилась, но и сделалась ещё более острою. Начиная с 1908 года, в Верхнехавском училище производился ежегодно мелкий ремонт на земские средства, а именно 1908г на 100 рублей, в 1905 на 122 рубля 44 копейки, 1910году – 88 рубля. На капитальный ремонт здания земские заседатели Воронежского уезда не считали возможным назначить особые средства, ввиду стеснённого состояния земской казны. Нужда в капитальном ремонте здания названного училища свидетельствуется инспектором народных училищ и прилагается ему копию постановления Воронежского уездного училищного совета от 24 ноября сего года. «В виду изложенного я считаю долгом покорнейше просить Ваше Превосходительство вновь возбудить ходатайство об отпуске пособия, но сумму уменьшить до 1430 р., вычесть из просимой стоимость уже произведённых работ». Судьба этого здания плачевна. В годы гражданской войны оно сгорело. В Верхнехавском районном архиве хранится документ следующего содержания:
« Мы: Хатунцев, Круцких и Митин, с 13 августа обязуемся своими силами и рабочими, разобрать стан сгоревшего бывшего Министерского училища для ремонта школ, больницы, ветеринарной амбулатории, постройки Народного дома …». 10.000 кирпича, который был получен, пошли на постройку народного дома (бывший старый клуб), а школа опять стала размещаться в наёмных помещениях, которые тоже не сохранились. К сожалению, мы имеем скудные сведения об учителях Министерского народного училища. Об одном из них Иване Алексеевиче Колыбихине известно, что он занимался революционной пропагандой среди крестьян. По доносу вместе со своей женой, были арестованы. Более трёх месяцев они сидели в тюрьме, но были освобождены за недостаточностью улик.
Крестьяне, вызванные в качестве свидетелей, не выдали своих учителей. С первых дней революции И.А. Колыбихин вступил в ряды большевистской партии, и был одним из организаторов Советов и партийной ячейки партии большевиков в Верхнехавской волости, а начиная с 1919 года в течение многих лет работал секретарём Воронежского уездного исполнительного комитета Совета, и заведующим уездным отделом народного образования.
Во второй половине 20-х годов большой размах получила работа по ликвидации неграмотности. В Верхней Хаве была создана ячейка общества «Долой неграмотность». В 1929 – 1930 учебном году начала работать школа крестьянской молодёжи под руководством талантливого педагога и воспитателя Дмитрия Афанасьевича Селивёрстова. И она вырастила замечательных людей. Среди них Алексей Колесов, директор семилетней школы. А в годы Великой отечественной войны – полковник, политический работник Советской армии. Роман Рязанцев, журналист, редактор фронтовой газеты.
Осенью 1931 года в Верхней Хаве на базе бывшей школы крестьянской молодёжи открылась первая в районе средняя школа, директором которой стал Пётр Васильевич Морозов. Многие верхнехавцы с благодарностью вспоминают первых учителей этой школы – Петра Ивановича и Елену Яковлевну Моисеенко, Веру Ивановну Морозову. Старое здание школы
В декабре 1934 года состоялся III районный съезд Советов, который отметил, что район идёт по пути быстрого подъёма культуры. В это время работали 61 – начальная, 11 неполных средних и 1 средняя школа, а все дети школьного возраста были охвачены обучением.
В 1940 году было построено новое здание средней школы. В настоящее время оно составляет часть нашей Верхнехавской СОШ №1. Сделано это по инициативе М.И Калинина, который 27 июня 1936 года посетил наш район. С этого времени, мы знаем историю школы очень хорошо. В нашем музее «Память поколений» собран обширный материал. Благодаря Хатунцеву Борису Николаевичу (директор школы с 1979 по 2009 гг.), сохранился богатейший фотоархив самых первых дней работы средней школы. Оформлена летопись школы с 1939 года по 20010 год. Собраны сведения об учителях, работавших в этот период времени. Сохранились сведения обо всех выпускниках.
За годы существования, школа перенесла многое. В годы Великой Отечественной войны в ней находился полевой подвижной хирургический госпиталь № 4348. Девушки - старшеклассницы ухаживали за ранеными. Учитель немецкого языка Беляева Нина Ивановна, выпускница нашей школы, вспоминает: «Раненые всё пребывали и пребывали. Здание было заполнено искалеченными бойцами. Слышались стоны, просили воды, везде окровавленные бинты. Мы приносили вёдра с водой, поили раненых, плакали, потому что больше ничем не могли им помочь». В эти трудные дни педагоги старались поддержать детей. Нина Ивановна пишет в своих воспоминаниях: « Большое место в моём сердце занимает образ моей первой учительницы – Ващенко Анны Сергеевны. Она была умная, энергичная, талантливая учительница. Муж был на фронте, и все тяжёлые годы она воспитывала четырёх сыновей одна. Погиб он в первых числах мая 1945 года. Семья думала, что он жив, но похоронка пришла после «Дня Победы». Голова нашей учительницы побелела за одну ночь. Но надо было детей поднимать, готовить их к жизни. Анна Сергеевна прожила долгую жизнь. Занималась общественной работой, водила нас на колхозные поля помогать в уборке урожая, выступала на сцене в спектаклях, писала по просьбе наших матерей письма на фронт отцам. Вместе с Анной Сергеевной мы собирали на фронт посылки, а на здании начальной школы написали: « Смерть немецким оккупантам!» Жирные коричневые буквы долго были видны, и после войны, напомнили нам о нашей патриотической работе»
В 1945 году занятия вновь возобновились в нашем здании, но оно нуждалось в ремонте. В каждом классе стояли огромные печи (часто дымили). Окна были заложены кирпичами. Учителя вместе с родителями сделали ремонт. Застеклили окна, провели паровое отопление, отремонтировали электричество. Школа стала работать в две смены.
Не все смогли разделить радость победы. Погибли многие выпускники 1941 года, которые шагнули со школьного порога на войну. Это: Хатунцев Игнат, Голубятников Виктор, Лакомкин Анатолий, Соловьёв Михаил и многие другие. Не вернулся с войны и первый директор школы Пётр Васильевич Морозов.
В 1946 году был голод. Школа помогла его пережить. В здании была организована бесплатная столовая для детей. С 1947 года жизнь сельчан стала улучшаться. В школу приехал новый директор Кунавин Павел Михайлович со своей женой, учителем математики Переславцевой Евгенией Константиновной. Молодые учителя: историк Меликъянц Артур Христофорович, математик Ююкина Анна Прохоровна. Школа приобрела инструменты для духового и струнного оркестров. На смотрах ученики стали занимать первые места. Заработали кружки: фотокружок, стрелковый, спортивный, математический, драм кружок. Учащиеся много работали на колхозных полях, а на заработную плату совершали экскурсии по местам боевой славы. Посетили Киев, Брест, Минск, Ригу, Ростов, Волгоград, Баку и многие другие города. В школе был свой земельный участок, на котором росли яблони и вишни. Большую часть площади занимали цветы, за которыми школьники ухаживали с ранней весны до поздней осени. Учащиеся нашей школы заложили парк, который до сих пор радует глаз верхнехавцев. Создали музей, экспонаты которого вошли в основу районного краеведческого музея.
В 1990 году школа справила своё второе новоселье. Сейчас это комплекс зданий, соединяющийся переходами. Облик учебного заведения очень сильно изменился, а пришедшие на смену поколения учеников и учителей так же, как и прежде находятся в постоянном творческом поиске нового, как и много лет назад.
Новое здание школы

Старейший педагог Сафронова Прасковья Кузьминична считает, что лучше всех сказал об учителе В. Маяковский:
«На третьем фронте, вставая горою
На фронте учёбы, на фронте книг
Учитель равен солдату – герою
Он - тот же будёновец и фронтовик»


Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.